Палладианский стиль

20.04.2016

Вилла Ротонда

Вилла Ротонда

Палладианство

Когда говорят о Палладианском стиле, подразумевают труды венецианского архитектора Андреа Палладио, проживающего с 1508 по 1580 год. Сам термин «палладианский», как правило, относят к зданиям, спроектированным в духе творчества Палладио.
В общих чертах, смысл «палладианских» идей заключается в следовании основным принципам античной архитектуры: симметрия, перспектива, пропорции и гармония с окружением. За основу были взяты ценности храмовой древнегреческой и римской архитектуры. Таким образом, древние, классические архитектурные принципы стали образцом для «палладианских» английских домов и далее получили широкое признание во всем мире. Так называемое «английское палладианство», является интерпретацией классической архитектуры, которое берет свое начало от XVII-го столетия вплоть до конца XVIII-го века.

«Подобно человеческому телу, имеющему как благородные и прекрасные части, так и менее благородные и красивые, однако не менее необходимые, без которых первые не могли бы существовать, дому следует иметь части достойные и почетные, и другие, не столь элегантные, без которых, однако, первые потеряли бы часть своего достоинства и красоты. Благословенный Создатель расположил наши члены таким образом, что наиболее красивые из них лучше всего видно, менее красивые — спрятаны. Так и в здании мы должны главные и значимые помещения делать доступными обзору, а менее красивые прятать как можно дальше.

Поэтому в нижней части дома я устраиваю погреба, кладовые, кухню, комнаты для мытья, печи. Отсюда следуют два преимущества: во-первых, парадные комнаты свободны от служб, во-вторых, они находятся на достаточном расстоянии от земли; к тому же они доступны обозрению, и из них открывается прекрасный вид. Маленькие комнаты делятся на кабинеты и библиотеки, в которых помещаются шкафы, чтобы прятать в них личное снаряжение и всякий хлам, и спальни, столовые и гостевые комнаты, которые следует освободить от лишних вещей».  

Андреа Палладио, «Четыре книги об архитектуре»

Хотя концепция палладианства ассоциируются с чисто национальным английским архитектурным стилем, его принципы распространились далеко за пределы Британии. Так, широкое распространение палладианства, однако, было прервано еще в самом его расцвете из-за событий в Британии - Английской революцией и необходимыми мерами жесткой экономии королевства. Затем уже с новой силой архитектурное палладианство снова вошло в моду в начале XVIII-го столетия, при чем уже не только в самой Британии, но также и в Пруссии. А еще позже, веяние моды подхватили колонии Англии в Северной Америке. Следует упомянуть также, что здания в стиле Андреа Палладио, продолжали строить вплоть до начала XX-го века. В основном это были муниципальные строения.

Палладианский стиль сегодня

От самого основания и по сегодняшний день, в палладианстве архитекторов привлекает простота и благородство линий, ясность форм, гармония пропорций и гармония с ландшафтом. Фронтоны, симметрия и пропорции палладианского стиля хорошо заметны во многих современных строениях.

Вилла Ротонда

Говоря о ландшафте, следует упомянуть, что палладианский стиль, обязательно учитывает особенности окружения. Соотношение целого строения и его частей полностью подчинено идее гармонии со средой окружения. К примеру, знаменитая вилла Ротонда (La Rotonda) поблизости с городом Виченца, спроектирована таким образом, чтобы иметь прекрасный вид при взгляде с любой стороны, ведь из-за своего места расположения - на холме, вилла постоянно открыта взорам окружающих.

Палладианское окно

Своеобразной визитной карточкой строений архитектора Палладио, являются трехпросветные окна, портики с колоннами, либо закрытые фронтонами лоджии, придающие фасаду особый шарм. Особая планировка берет свое начало из античной храмовой архитектуры.

Пожалуй, наибольшее достоинство палладианского стиля в том, что он совершенно хорошо передает великолепие больших муниципальных строений и подчеркивает благородство небольших частных усадеб.

Чизик Хаус, Лорд Бурлингтон

Обычно, палладианская вилла, состоит из трех этажей с традиционно возвышающимся главным домом (по традиции с куполом) и расходящимися по обе его стороны симметричными крыльями. Основанием дома, является полноценный подвал или же цокольный этаж, вмещающий в себя различные служебные помещения. Доступ на бельэтаж, осуществляется через лестничный проем портика, а в мезонине находятся спальни и жилые комнаты. Размеры всех комнат строения заданы простым арифметическим соотношением сторон 3:4 или 4:5. Экстерьер фасадов таких домов, как правило оформляют рустом.

Основные черты домов, построенных в палладианском стиле:

  • Строгие формы, пропорции которых определяет «золотое сечение» древнеримского архитектора Марка Витрувия. Применяются самые простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и треугольник.
  • Соблюдение симметрии как на фасаде, так и других частей строения.
  • Центр фасада состоит из портиков, оформленных колоннами или лоджий с фронтонами.
  • По обе стороны от главного дома, находятся крытые колоннады.
  • Облицовка стен - оштукатуренный камень или кирпич. Как правило, стены таких домов гладкие в светлых тонах. Это благородные песочные оттенки: стукко, травертин или мрамор.
  • Особо важны венецианские (они же палладиевы) трехпросветные секционные окна. Также, если имеется мансардный этаж, то под крышей на высоких стенах, возможно наличие аттиковых окон.
  • Прямолинейная черепичная кровля.
  • Отсутствие контрастных и цветных красок в декоративном оформлении. Чаще всего, декоративные элементы и обрамления дверей и окон выполнены в цвет стены. В крайнем случае они могут быть немного темней стен, но при обязательном соблюдении монохромности - никакой пестроты в тонах.
  • Скупость в украшениях – никаких излишеств. При этом, это нисколько не умаляет великолепия задний.
  • И конечно же – гармония с окружающим ландшафтом, как обязательная составляющая концепции Палладио.

Отличительные черты палладианских окон

Окнам, в проектировании своих шедевров, Палладио отдавал наиболее важную роль. По сути, как раз окна и являлись своеобразной визиткой его ранних работ. Палладианское окно, состоит из трех разделенных на секции просветов особой конструкции. Большой центральный просвет, верх которого завершает полукруглая арка, отделен пилястрами или маленькими колоннами от двух меньших просветов по обе стороны от него.

Данный приём Палладио позаимствовал из древнеримской архитектуры и повсеместно использовал его в своих творениях. Именно такие окна, можно встретить в базилике провинции Виченце, также в Вилле Форни-Черато (Villa Forni Cerato) и в Вилле Годи (Villa Godi Malinverni). По всей видимости, именно благодаря активному применению таких оригинальных оконных конструкции в Венето, позже их стали именовать венецианскими.

Палладианские (они же венецианские) окна пользовались весьма активным спросом в Англии XVIII века, а позже и вовсе стали частью в неоклассической архитектуре.

Примеры наиболее известных домов, построенных в «палладианском» стиле:

Белый дом

Белый дом в Вашингтоне, спроектирован архитектором Джеймсом Хобаном.

Усадьба Томаса Джефферсона - Монтичелло

Усадьба Томаса Джефферсона (третьего президента США) – Монтичелло.

Вилла семьи Корнаро (Villa Cornaro)

Вилла семьи Корнаро (Villa Cornaro). Строительство с 1553 по 1588 году.

Вилла Серачено (Villa Saraceno)

Вилла Серачено (Villa Saraceno). Построена в 1540 году.

Усадьба британского полковника Роджера Морриса

Усадьба британского полковника Роджера Морриса. В этом доме останавливался сам Джордж Вашингтон осенью 1776 года и в 1790 году. В данное время, является посещаемым музеем.