Акция

Горячее лето продолжается! Сегодня скидка - 10% на весь ассортимент продукции лепной мастерской Эрмитаж  с 19.10.2018 до 31.10.2018 включительно.

Звоните, сейчас!

Реконструкция Харьковской филармонии

27.03.2018

Будущее Харьковской филармонии в ее прошлом

Больше 10 лет здание Харьковской филармонии находится в стадии реконструкции. Каким оно будет и когда планируется закончить масштабное строительство? Эти вопросы волнуют не только харьковчан. Чтобы заглянуть во все закоулки здания, подсмотреть какие работы здесь ведутся, раскрыть некоторые секреты, и, конечно же, вспомнить многолетнюю историю филармонии прошу провести мне небольшую экскурсию Дмитрия Кучеренка, директора фирмы «Эрмитаж», которая здесь и сейчас занимается реставрацией лепнины.

1. История до филармонии

«А знаете ли вы, что сегодняшнее здание Харьковской филармонии изначально не было концертной площадкой? Долгое время тут размещался один из лучших частных пансионов Харькова, позже в нем открыли роскошное увеселительное заведение, а потом и коммерческий клуб купеческого общества! В 1871 при клубе создали симфонический оркестр, а в 1890 году купеческое общество передало здание оперному театру. В 1896 — фотограф Альфред Федецкий провел тут первый в Украине киносеанс, а в 1929 — вышла в эфир первая украинская радиостанция. Само здание напоминает зал Венской филармонии. Нет аналогов в стране и по красоте внутренней отделки: это одна из девяти копий зала сгоревшего парижского дворца Тюильри», — рассказывает мне Дмитрий Кучеренко.

Для воссоздания былого величия здания и прежнего роскошного убранства в интерьере ему как архитектору необходимо знать историю дома, его секреты, чтобы понять и душу и характер.

Харьковская филармония вчера и сегодня

2. Фасад

С фасада здание сейчас выглядит уныло: потрескавшиеся колоны, оббитые карнизы, местами отсутствие лепнины. Какой будет Харьковская филармония с парадного входа, — интересуюсь у руководителя «Эрмитажа»…

«Если бы фасад здания сохранился со времен основания и не переделывался на скорую руку в XX веке, может быть так сильно и не пострадал. Само здание строилось, как рассказывают архитекторы, с использованием особых методов заливки фундамента: дубовые сваи вбивались одна к другой, с конюшен привозили отходы, подмешивали в состав, вода испарялась, все кристаллизовалось. Многие здания в то время так строились, потому и тысячу лет будут стоять. И потому, первый фасад будет надежной несущей стеной. Ради исторической справедливости зданию филармонии даже оставят его кривизну: основной бортик фасада немного несимметричен, но новый фасад будет точь-в-точь как прежний. На место аварийных колон установим новые. Сейчас наша команда готовит на фасад кронштейны и карнизы. В отличие от интерьерной лепнины фасадные элементы из бетона, они более устойчивые к перепадам температуры, не боятся ни влаги, ни ветра. Может измениться наполнение фронтона, сейчас специалисты ищут среди старинных фото и документов первоначальное изображение».

3. Вестибюль

Заходим в вестибюль. И снова вспоминаю историю здания. Здесь впервые появилось электричество в Харькове: коммерческий клуб купил и установил паровую машину. На то время это было самое большое и комфортабельное здание в городе, в котором проходили все значимые культурные мероприятия.

Слышала, что харьковчане предлагали в вестибюле установить гипсовые скульптуры знаменитостей, которые здесь выступали: Горовиц, Чайковский, Рахманинов, Козловский…  Как вам идея?

Вестибюль Харьковской филармонии

«Скульптур композиторов не будет, но будут барельефы Шумана, Чайковского, Глинки… А идея интересна! Мы всегда готовы выполнить любую скульптуру под заказ! В данном проекте, наша задача реставрировать точную копию той архитектуры, которая была изначально в Харьковской филармонии. А тут была лепнина из карнизов и колонн энтазис. Их мы изготавливаем по особой технологии. Скульптор снимает размеры старого рисунка и изготавливает точную копию новых деталей. Поверьте, лучшей альтернативы лепнине нет! Некоторые фирмы используют полиуретан как заменитель. Во-первых, это искусственный, не экологически чистый материал, который легко подвержен деформации при изменении температур. Во-вторых, сложно реставрируется при повреждениях. Лепнина в помещении помимо красоты, богатства и стиля, является природным климат-контролем. Когда повышенная влажность, например, в осенне-весенний период, лепнина вбирает влагу, а летом, когда сухо — отдает, тем самым увлажняя помещение. Кроме того, она легко реставрируется в случае механических повреждений», — продолжает экскурсию по Харьковской филармонии директор Эрмитажа Дмитрий Кучеренко.

4. Мощь и утонченная красота…

Рассматривая стены, удивлена, что лепка в некоторых помещениях в более-менее хорошем состоянии. «Она цела, потому что фундамент делали на совесть. Толщина несущих стен — 1,20 см, кирпич ручной работы. Известковый раствор смешивался без цемента, на яйце», – делится секретами директор «Эрмитажа» Дмитрий Кучеренко.

Лепка на стенах Харьковской филармонииСкульптуры Харьковской филармонии

«Эти мощнейшие стены выдержали две мировых войны и еще постоят, если после реконструкции следить за состоянием здания и вовремя его ремонтировать. Знаю, что бомбы падали совсем близко, соседние дома рушились, а это здание стояло. Кстати, основательно были сделаны металлические конструкции, которые держат подвесной потолок. Под сценой в зале сохранилось поворотное устройство для быстрой смены декораций, которое приводили в движение всего четыре человека. В то время это было чудом техники. Мы же хотим воссоздать, те чудные скульптуры атлантов, кариатид, ангелов, наборные композиции, которые были свидетелями былой эпохи, элементами роскоши и богатства, истории и культуры, частью утонченного вкуса и архитектурного баланса…».

5. От французского ренессанса к русскому классицизму

В ходе экскурсии рассуждаем о стиле здания. Сейчас филармония – памятник русского классицизма. В Украине осталось не так много сооружений в этом стиле. Среди них, например, Дворцовый комплекс в Качановке, Усадьба Галаганов в Сокиринцах, Дворец Разумовского в Батурине, Контрактовый дом на Подоле в Киеве.

Барельефы на стенах Харьковской филармонииБарельефы на стенах Харьковской филармонии

Но как одна из копий парижского дворца Тюильри может быть создана в стиле русского классицизма? С этим вопросом обращаюсь к моему спутнику из «Эрмитажа» Дмитрию Кучеренко. «Это здание по улице Рымарской, 21 было построено в 1829 году неизвестным архитектором. В 1855-м его приобрёл предприниматель Зарудный и перестроил для показа представлений. Затем постройка перешла в собственность коммерческого клуба и в 1884—1885 годах была капитально реконструирована для оперного театра архитектором Болеславом Михаловским. Со стороны сада пристроили сценическую часть, а зрительный зал действительно оформили в стиле французского ренессанса с использованием мотивов одного из парадных залов Тюильрийского дворца в Париже. Вдоль стен зала были спаренные колонны, а над каждой из них — женские скульптуры с крыльями, поддерживающие балкон верхнего яруса. Борта балкона и лож бенуара были украшены декоративной лепкой, а под потолком в медальонах размещены барельефные портреты великих композиторов. Промежуточный ярус лож бельэтажа был встроен уже в начале XX века, чтобы увеличить вместимость зала. Это нарушило целостность первоначальной композиции, и здание вновь стало нуждаться в ремонте. В начале 1930-х годов с северной стороны был пристроен новый вестибюль с гардеробом, а в 1938 — фасад окончательно приобрёл черты русского классицизма…»

6. Фойе

«Кстати, знаете, что зал филармонии старше фойе почти на 13 лет, то есть, в свое время фойе тоже достраивали!» — продолжает свой рассказ Дмитрий Кучеренко, когда мы заходим в фойе.

Фойе Харьковской филармонии

А я делюсь с архитектором о том, что харьковчане думают по поводу реконструкции Харьковской филармонии. Все они как один, твердят, что против простоты, минимализма и холодного хайтека в ее интерьере. Хотят видеть, как и раньше, ажурную лепку с кариатидами, атлантами, барельефами композиторов. Ведь именно они — настоящие хранители этого храма искусства, которые появились здесь еще в 1883 году во время восстановительных работ после пожара в старом деревянном здании коммерческого клуба.

Колонны в фойе Харьковской филармонии

Мой собеседник из «Эрмитажа» отмечает: «Годы советской власти и так привнесли свой безвкусный след в историю филармонии, когда на предметы старины лепили звезды… Мы гордимся тем, что восстанавливаем это здание. Гордимся подобным проектом, так как имеем 28 лет опыта работы с лепниной. Радует, что подобные филармонии объекты, памятники архитектуры доступны для обычных граждан. И приятно осознавать, что нашей работой в последующие годы, будут наслаждаться тысячи людей. Поверьте, для нас это гордость. На таких масштабных проектах, можно показать все наши возможности, художественный уровень и качество работ. Думаю, xто Харьковская филармония станет нашей визитной карточкой на многие годы…»

7. Концертный зал

Проходим с Дмитрием в концертный зал.

«А знаете, что здесь нет эха. То есть, где бы вы не находились - в зале, оркестровой яме, на сцене – звук везде одинаковый. Фокус в том, что пол партера на деревянных подпорках и подвесной деревянный потолок правильно поглощают ненужные резонансы, как дека скрипки, и усиливают чистый звук», - делится секретами старинного здания директор «Эрмитажа».

Концертный зал Харьковской филармонии

Концертный зал за месяц до реставрации Харьковской филармонииОбновленный концертный зал Харьковской филармонии

Сейчас они с коллегами здесь занимаются реставрацией лепнины. И тут есть свои секреты. Оказывается, лепнина тоже влияет на акустику. Детали должны быть полнотелыми, так как пустые звенят и создают неприятные резонансы. Полнотелые детали очень тяжёлые, они правильно поглощают звук инструментов, не создавая ненужных резонансов.

Элементы лепниныЭлементы лепнины

«Акустика в большом концертном зале, одна из важнейших составляющих. Ее могут нарушить даже обивка кресел тонкими тканями и их расстановка неправильными линиями! Кстати, при нынешней реставрации кресел, под несколькими слоями тканей (ее не меняли, а просто нашивали на старую) была найдена первая обивка. А во время ремонта в советское время, вскрыли пол и выбросили специально размещенные для акустики бутылки, которые сочли мусором. Тогда же нарушили и вентиляцию зала. Здесь в свое время была уникальная система воздухообмена. Холодный воздух подавался под давлением наверх, там опускался вниз, где подавался горячий, они смешивались и через сцену уходили в стороны. Истину говорят: «Век живи – век учись!» — подчеркивает Дмитрий Кучеренко.

8. Органный зал

Стою в органном зале и представляю, как на сцену поднимались великие Чайковский, Образцова, Маяковский, здесь дирижировал Хачатурян, там возможно сидел Лиепа...

В то время как дворец Тюильри сгорел, Харьковская филармония уцелела даже во времена разрушительных бомбежек Второй мировой войны, и осталась, таким образом, единственным в мире образцом уникальной акустики такого рода. Именно акустика и привлекала сюда лучшие имена оперной сцены. Получить право на концерт в Харьковской филармонии для исполнителя означало дать особое звучание голосу или оркестру, дать такое звучание произведению, которое раскроет его в полную силу. Собственно работа реставраторов – это тоже искусство. А оно, как известно, тоже может быть предметом споров, не каждый поймет, и не все смогут принять, почувствовать тонкую душу художника-реставратора. Потому и интересуюсь у Дмитрия, не допускает ли он, что кто-то будет недоволен их работой?

Органный зал Харьковской филармонииОрганный зал Харьковской филармонии

«Здесь как в живописи – одного художника критикуют, другим восхищаются и наоборот – кого критиковали, через годы им уже восхищаются. На то оно и искусство. Для нас важно повторить исторический чертеж деталей и задумку «дизайнера» того времени... Большинство людей консервативны, они с неохотой принимают новое. Мы новшеств не вносим, а наоборот, максимально сохраняем черты старины. Уверен — даже скептики будут довольны!»

9. Малый зал

«За стеной сцены будут гримерки, офисные помещения, декорации. Между прочим, раньше при строительстве здания на разных уровнях высоты использовался естественный рельеф местности — спуск или подъем. Так и в Харьковской филармонии, все до гениальности просто: ни одного метра лишнего», — продолжает экскурсию Дмитрий.

Малый зал Харьковской филармонии

Мы идем в Малый зал. Здесь не будет скульптур, а много элементов лепнины: колоны, карнизы, наборные композиции. Работы много и потому возникает вопрос о масштабности производства…

Изготовление лепнины для Харьковской филармонииИзготовление лепнины для Харьковской филармонии

«Изготовление лепнины — это огромное производство. В нем участвуют архитекторы, дизайнеры, скульпторы, заливщики, реставраторы, монтажники лепнины. Одновременно мы можем делать от  10 до 25 объектов. При этом сохраняя высокое качество работ. Кроме того, мы совмещаем экологические материалы с новыми технологиями. Кажется, куда можно совершенствоваться в лепнине? Многие думают, что детали эпохи Возрождения — это устоявшийся стиль барокко, а в производстве гипса, вообще ничего нового не придумаешь. Могу возразить — лепнина, как и любая техника также совершенствуется! Например, лепные детали можно сделать с современным графическим рисунком, дать ему интересную подсветку рельефа, индивидуальные формы и многое другое. Поэтому мы совершенствуемся каждый день! Мастера «Эрмитажа» знают много тонкостей, секретов в реставрации и изготовлении лепнины, которые позволяют нам быть особенными на этом рынке не только в Украине, но и странах Европы».

10. Филармония и ее будущее

Благодарю директора «Эрмитажа» Дмитрия Кучеренка за познавательную экскурсию. И сразу возникают вопросы об окончании реконструкции Харьковской филармонии и гарантии на скульптурные детали и лепнину…

ЛепнинаЛепнина

Харьковская филармония после реконструкции

«Реконструкция началась еще в 2008 году. К сожалению, было много остановок из-за кризисов и недостаточного финансирования. Сейчас могу сказать: работы планируется закончить в декабре 2018 года. По поводу гарантии, это — очень индивидуальный момент, на неё влияет множество факторов. Если дом был качественно построен и не даёт усадки, если проводится грамотная эксплуатация, обслуживание и ремонт, то гарантия может быть и 10, и 20, и даже 30 лет. Поражает то, что в разные годы здание подолгу и вовремя не реставрировалось. Например, при наличии вместительного и уникального по акустическим данным концертного зала, требующего не такого уж и серьезного ремонта, концерты знаменитостей и международные конкурсы просто проводились в фойе. Зарубежные делегации были шокированы, что гордость города рассыпалась и разворовывалась долгие годы. А ведь даже фашисты во время оккупации берегли зал и ставили в нем оперы! Хочется верить, что Харьковская филармония после теперешней реконструкции станет любимым местом встреч с искусством для харьковчан и гостей города. И чтобы этот храм искусства долгие годы приносил наслаждение, его нужно беречь как частичку собственного дома!»

Автор статьи — журналист Оксана Власенко.
Проведение экскурсии — директор Эрмитажа Дмитрий Кучеренко.